6.5 Когда мотивация не предшествует образованию

Неясное это понятие – образование. Оно превращается в агноним, когда субъект не проявляет желание образоваться. В сущности, образование – это не то, что дают, а то, что получают. Нуждающийся пойдет и получит там, где оно есть.

На Западе оно было. Думающие люди пошли и получили.

На Востоке – японцы, поймав западного человека, волею судьбы оказавшегося в их стране, добровольно-принудительно, заставляли на себя работать. Создав ему условия, получали от него максимальную информацию. Исследовали конструкцию построения приплывших и потерпевших на их территории крушение кораблей. На основе этих знаний создали собственное производство.

Казахские ханы не пошли, стремления получить образование у них не было, их сознанием овладевало желание есть мясо баглана, пить кумыс и спать с токалами.

Настоящее образование человек получает, включая ум в действие, проверяя достижения на опыте, самокритично анализируя свои недостатки, таким образом, совершенствуя то, что имеет в руках. Получение образования не зависит ни от политического режима, ни от отношения власти к человеку, ни от ситуации на международной арене, ни от агрессии соседних стран. Знание найдет ищущий, нашедший – получит.

* * *

Одной из актуальнейших проблем для казахстанской школы является отсутствие психологии образования, как науки. Белым пятном остаются многие из проблем образования, например, объектно-субъектные отношения в образовательном процессе. Здесь речь о том, что все должно исходить от отношения субъекта – получателя образования к самому образованию. Это означает, что счет должен вестись от мотивации ученика, а не от учителя, желающего образовывать.

Молодой человек выбирает цель, чтобы его жизнь была интересной и содержательной, и пытается понять логику жизни, добраться до смысла универсума, стремится познать окружающий мир, достичь его идеального освоения – это фундаментальная потребность человека. К сожалению, школа не всегда может поддержать это стремление и убедить ученика в том, что образование – это самое главное для определения его судьбы.

Значит, первостепенная задача школы – это у ребенка развить ту заинтересованность в знании, которая в избытке у него изначально, с первого дня его рождения. Это желание, любознательность отчетливо проявляется в поведении детей сенситивного возраста. Дети в школьную пору по-особому горят желанием проникнуть в тайны природы и общества. Поэтому доля хорошо успевающих учеников в младших классах всегда велика. Опытные учителя могут добиваться в младших классах количества отличников до 80-90%.

В среднем звене школ стремление учащихся к овладению знаниями заметно снижается. Это происходит из-за неудовлетворения духовных запросов учеников. Узкое мировоззрение и низкий интеллект учителя не позволяют постоянно обеспечивать учеников все время обновляющимся потоком научной информации. Начинается повторение общеизвестных истин, учащиеся вначале отстраняются, потом отдаляются, а потом уже испытывают отвращение к этим трюизмам. А не ходить в школу не могут. У родителей свои позиции: «Ребенок должен учиться в школе, получить аттестат». Так для детей школа постепенно превращается в место, куда нужно обязательно ходить, не имея на это желания.

Правда, такое явление наблюдается не только у нас. По этому поводу французские постмодернисты Ж. Делёз и М. Фуко пишут: «Дети оказываются жертвой и инфантилизма, и оглупления, которые вовсе им не присущи. Школа – это немного тюрьма» [104: 72].

Конечно, в передовых цивилизованных странах в средних и старших классах тоже наблюдается понижение интереса учащихся к знаниям, но там принимаются меры к тому, чтобы не допустить дальнейшего усугубления положения. А у нас ситуация такова, что на понижение интереса к образованию учеников средних и старших классов не уделяется должного внимания. Школа отбивает у ребенка желание учиться. Под давлением родителей для учащихся она стала местом принудительного пребывания, отталкиваемым от себя.

* * *

Кстати сказать, общепринятое определение «знания плохо даются, их уровень и качество низкие» для наших школ не подходят. Для того чтобы показать качество знаний даваемых системой образования нужно придумать другой термин. Конечно, вакуум не бывает свободным, аульные школы тоже что-то дают. Самый большой вопрос – что они дают?

Это – стирание из сознания ученика мотивации к учебе. Как следствие, отсутствие мотивации к учебе, ученики берут в привычку невключенность в познавательную деятельность. Следующей ступенью этой триады является выработка у учеников резистентной позиции по отношению к учебе, не только к программному материалу, но и ко всему духовному. Это – снабжение учащихся приемами сопротивления в получении образования. И так учителя постсоветского периода сначала полностью отбили желание у учеников учиться, а сейчас имитируют процесс образования.

Нынче ученик настроен к школе и учителю цинично и агрессивно: «Ну-ка, попробуй образовать меня!». Каждое его слово, каждое действие полны недоверия к учителю, злобы, препирательства. От резистентных привычек, которые крепко утвердились в его сознании на ментальном уровне в сенситивном возрасте, он не может избавиться и после поступления в вуз. Студенты приходят на занятия с различными орудиями для продолжения борьбы, чтобы и дальше не получать знания. Они в высшей степени привыкли не ходить на занятия, а если приходят, придумывают множества причин, чтобы улизнуть. В их глазах нет огня, стремления к знаниям, есть провинциальное равнодушие и тупость.

Ученик, у которого остановлена рефлексия в сознании, не задумывается о необходимости знать все, что написано в учебниках для того, чтобы разобраться в жизненных ситуациях, быту и на производстве. Ему не приходят в голову такие понятия, как расширение мировоззрения для социализации личности, получение специальности, стремление стать профессионалом своего дела, заниматься наукой, раскрыть тайны материи. Его не интересуют ни поэзия, ни математика, ни звезды, ни цветы, ни ручьи, текущие с гор, также его не интересует приличие, гражданский долг, труд, достижения, создание и обеспечение семьи и прочее.

Что является причиной этого явления – догадаться не сложно.Ученик не слепой и не глухой. Он видит все, что вокруг него происходят. В условиях кадровой коррупции все решается на уровне патрона. Он знает, когда агашка или татешка предложат хлебное место, у него в кармане обязательно должны быть две вещи – диплом о высшем образовании и еще кое-что. Все, он устроен. По соображениям учеников, стремление стать специалистом-профессионалом – пройденный этап, интеллект и культура никакую роль в их судьбе не играют, поэтому не в цене.

Об этом свидетельствуют профессора И. Толенбек, Ш. Балгынбеков. Вот что они пишут: «Выпускники средних школ, где они должны вооружаться основой наук, в большинстве случаев, не могут ни писать, ни читать, они затрудняются излагать словами даже самую простую информацию. Причина в том, что многие из студентов утверждают, что их цель – «не совершенствование знаний или стремление стать специалистом-профессионалом, а лишь получение диплома об высшем образовании». Когда им делаешь замечание о том, что эта позиция неправильная, они отвечают: «Такого мнения придерживаются все студенты, не только мы» (См.: «Жоғары кәсіби білім сапасын көтеруді ойлайық». Жас Алаш. 21.08.2014).

Перед нынешними учащимися сегодня стоит только одна задача: с помощью грязных технологий сдать ЕНТ. Поэтому они приступают к зубрежке ответов тестов, без инициативы, как временной, ненужной для жизнедеятельности затее, только для получения, как можно большего числа баллов по сдаче ЕНТ, при минимальной затрате сил и энергии. Они не стараются брать из ответов на тестовые вопросы практически ничего, так как они не считают, что в программных материалах содержится научная информация, которая необходима им для использования после школы. Они заранее дают команду своей центральной нервной системе: «выучить, после сдачи экзаменов – выбросить». Мозг ученика беспрекословно выполняет приказ хозяина и, как следствие, после школы выпускник ничего не знает, и даже при очень положительной сдаче ЕНТ, он ничего не помнит из школьного материала.

Окончившие сельскую школу студенты, в большинстве своем, не разбираются в понятиях, встречающихся десятки раз в процессе обучения в школе по разным предметам и повторявшихся из года в год.

Результаты специальных исследований качества образования показали следующее: большинство студентов, окончивших казахскую школу, незнакомы с такими понятиями, как пространство, движение, атом, материя, время, реформа, революция, аристократия, тоталитаризм, авторитаризм, режим, класс, раса, субъект, гуманизм, оптимизм, пессимизм и т.п. Они говорят, что слышали эти слова, но смысл не запомнили.

Опрошенные не отличают абсолютную монархию от конституционной монархии, античность от древности, народ от населения, парламент от правительства, конституцию от кодекса, гражданскую войну от захватнической, религию от суеверия и т.п. Не умеют определить даты, вести счет от события, происходящего до новой эры. Не имеют понятия об исторических периодах.

Из 484 опрошенных студентов младших курсов только двое на вопрос «Что такое республика?» дали приблизительно правильный ответ: «Это государство с выборной формой правления». Абсолютное большинство не знает значения этого слова. Их ответы выглядели таковыми: «Это – государство», «Это – государство с главой», «Это – суверенное государство», «Это – независимое государство».

Подавляющее большинство юношей и девушек, окончивших среднюю школу, не умеют логически мыслить. Они не могут связывать события, явления в причинно-следственный ряд, неспособны делать самостоятельные выводы, не могут осмыслить глубинную суть теоретических положений.

* * *

Изменение функции школы в корне изменило и методику преподавания. Учителя вернулись к методике средневекового зазубривания догматов священных книг. Автоматическое заучивание стало для нынешних учителей любимой методикой. Оно принесло учителям «большое облегчение»: тут не требуется обязательное, глубокое знание своего предмета и педагогическое мастерство. Им не нужно тратить силы и энергию на подготовку преподавания программного материала. Сегодня учителя не бегают в поисках дидактических средств, чтобы доступно объяснять тему и ответить на нелегкие вопросы учащихся, не ломают головы над поиском методов, подходящих для объяснения планового параграфа, не трудятся над приготовлением наглядных пособий для обучения. У них одно обращение к ученикам: «Жаттап алыңдар!» («Заучивайте!»).

После такого обучения любые попытки ученика слушать учителя сходят на нет, любое желание что-то понять мертвеет. Зубрежка и многократное повторение давно всем известных истин, которые применяются как педтехнология, делает человека неспособным к логическому мышлению. Они являются известными факторами насаждения кретинизма.

* * *

Толк в образовательном процессе будет только тогда, когда мотивация будет предшествовать образованию. Такова суть философии образования. Если нет, то и нет смысла заниматься образовательством. Пренебрежительное отношение к школе, невключенность в познавательную деятельность, отсутствие стремления к совершенству, резистентная позиция учащегося к учебе – это есть страшный симптом смертельно опасной болезни – надвигающегося духовного апокалипсиса, который до сих пор остается непонятым казахскими педагогами и психологами.

Отсюда возникает вопрос, почему казахстанские ученые не бьют тревогу, увидев малограмотность выпускников, как массовое явление. Ответ таков: психология, как отрасль науки, в Казахстане не состоялась. Педагоги, пожалуй, самые многочисленные среди работников науки, ставшие таковыми именно в постсоветский период, еще не доросли до уровня понимания названных негативных социально-психологических явлений, происходящих в пространстве образования.