6.2 Образование в Казахстане: реформы и стандарты
В Казахстане образовательные реформы шли, может быть, недостаточно гладко и плодотворно, но нельзя отрицать, положительные моменты тоже были. Однако не все было доведено до логического завершения. А то, что внедрено в вузах, теперь пущено на самотек. Что касается среднего образования, ситуация оказалась в подвешенном состоянии из-за того, что от стартовой точки отошли, а до места назначения еще не добрались.
Были проведены структурные реформы, а контент образования остался прежним. Отсутствовала и сейчас отсутствует научно разработанная концепция по определению состава и содержания образования. Потеря ценностей, кризис национальной культуры, продолжающееся оболванивание подрастающего поколения, как следствие старой знаниецентристской системы, где дети подвержены непосильной нагрузке академическими предметами и одновременно дистанцированы от политико-правовых реалий общества.
Когда речь идет об знаниецентризме, нельзя не обратить внимания на одну очень принципиальную вещь. Это – составление базисного учебного плана – главного компонента реформирования образования. Казахстанские образовательные стандарты были похожи на российские не только по содержанию, но и по способам проведения процедур подготовки и внедрения. Наши разработчики копировали российских коллег, только с учетом специфических особенностей.
Академик Российской академии образования (РАО) А. Новиков писал: «Подводя итог разговору о традиционном «знаниевом подходе», можно с горечью констатировать, что все школьные «реформы», «полуреформы» и попытки «реформ» за последние сорок с лишним лет строились или строятся одинаково: формулируются общие, не конкретизированные цели очередной «реформы», а затем начинается дележ «пирога» учебного плана, т.е. попытки «предметников» ухватить как можно больший кусок учебных часов… А затем, когда «дележ пирога» закончен, начинается наполнение учебных курсов традиционным, принципиально ничего не меняющим содержанием. В этом заключаются первые причины тупика школьных «реформ» последних десятилетий» [108: 41].
Точно так же поступили казахстанские разработчики при подготовке образовательного стандарта 2002 года, который подготовлен при «тесном содействии» c группой русских педагогов, во главе с профессором Е. Коганом, специально приехавшими из Самары для оказания «помощи» казахским коллегам. И на этот раз место творческой воли разработчиков заняли привычки и стереотипы, и они пошли старой, проторенной дорогой. Часы, выделяемые на изучение предметов, поделены между предметниками, которые руководили процессом подготовки проекта, так как ими оказались представители предметов естественно-математического цикла, проект автоматически приобретал знаниецентристский характер.