6.3 Неисполнение стандартов образования
Требования к стандартам образования в старших классах большинства казахстанских школ не соблюдаются. Уроки, запланированные по программе, частенько не проводятся. И это стало распространенным явлением.
По стандарту, принятому в 2002 г., на изучение систематического курса истории Казахстана от древнейших времен до наших дней в 5-9-х классах отводился 221 час. [См.: 111]. Вопросы для ЕНТ составлены на материалах вышеназванного курса Истории Казахстана. Помимо курса, по названному стандарту образования, в 10-11 классах общественно-гуманитарного профиля общеобразовательной школы запланированы следующие предметы:
История Казахстана (Некоторые актуальные проблемы) – 102 часа;
Всемирная история – 68 часов;
Основы обществознания – 102 часа;
Основы правоведения – 68 часов.
Исследования показали, что во многих школах республики уроки по названным предметам не проводятся, хотя они включены в расписание. Школы, грубо нарушая требования стандарта образования, время, отведенное на изучение вышеназванных предметов используют по своему усмотрению. Под предлогом подготовки к сдаче ЕНТ, они практикуют «повторное изучение» уже пройденного материала по истории Казахстана в 5-9 классах. Поэтому основной курс по Истории Казахстана, помимо обязательных 221 часа, получает дополнительно 342 часа, за счет непроведения других общественных предметов. И так во многих школах, всего же на изучение Истории Казахстана используются 563 часа в старших классах.
Такое положение вызывает недоуменные вопросы.
Первый вопрос: По какой причине школы не проводят обучение по общественным предметам по утвержденной программе? Кто им это разрешил? По какому закону?
Второй вопрос: Если учителя школ видят, что нет необходимости изучать в школе предметы «Основы обществознания», «Основы правоведения», «Всемирную историю», они убеждены в том, что названные предметы не способствуют формированию научного мировоззрения у молодого человека, то, почему они не доказывают свои концепции в компетентных научных организациях, в Министерстве образования и науки, и не требуют снять эти предметы с обязательного стандарта образования?
Третий вопрос: Названные курсы были включены в расписание занятий. По стандарту образования, соответственно, выделены средства из госбюджета для проведения этих курсов. Однако занятия не проводились. Куда ушли деньги на проведения названных предметов? По какой статье? Как можно оценить финансовую сторону этого дела?
Четвертый вопрос: Как отразилось увеличение часов на изучение Истории Казахстана в 2,5 раза на качество усвоения предмета? Выпускники отлично знают отечественную историю и патриотическое чувство у них на высоте?
Состояние с соблюдением требований стандартов образования, как коренной вопрос деятельности системы, вызывает большую тревогу.