Глава VI. РЕШАЮЩЕЕ ЗВЕНО В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУДЬБЫ ЯЗЫКА
Знание становится все более смертным, сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением…
Чтобы избежать удара о будущее, мы должны создать постиндустриальную систему образования.
А.Тоффлер
Возрождение эпохи должно начаться с возрождения мировоззрения.
А. Швейцер
Знание полностью зависимо от репрезентативной функции языка.
Ю. Хабермас
6.1 Государственный язык и основные проблемы образования
Решающую роль в судьбе языка играет система образования.
Если человек не освоил язык в средней и высшей школе, тем более не может этого осуществить, когда он станет взрослым. Во взрослой жизни практически все его время уходит на производственную деятельность и заботу о семье. Так называемые центры по изучению языка не дают результата в деле обучения государственному языку.
Наиболее благоприятные условия для изучения языка можно создать только в школе. Это обучение с использованием учебника и других дополнительных методических пособий, где занятие ведет специалист по постоянному расписанию, который применяет совершенную педагогическую технологию и мультимедийные программы, притом длительное время.
Плюс к этому только в школе можно привлекать всех представителей молодого поколения, без исключения – будущих граждан Республики, которые в ближайшие годы пойдут работать в народное хозяйство страны.
Только в школе можно положительно воздействовать на человека, через стимулы (например, оценивание), обязать его знать язык и требовать от него это законными средствами.
Взрослые не в состоянии мобилизовать весь интеллектуальный потенциал на изучение языка. Большинство из них не испытывает особого желания изучать язык, по известной причине. В настоящее время нет рычагов воздействия на них, это не их вина.
У ребенка всю интеллектуальную возможность направить на изучение языка можно, эффективно использовать его любознательность и заинтересованность.
* * *
Востребованность людей к овладению государственным языком напрямую связана с качеством контента образования. Состав и содержание образования, вложенные в школьные и вузовские учебники, и их качество для усвоения представителями молодого поколения являются принципиально важными факторами в формировании интереса к изучению государственного языка.
Если качество образования на государственном языке соответствует требованиям современного человека, то родители будут стремиться обучать своих детей в такой школе, где они овладеют этим языком. И, наоборот, если состав и содержание образования школы не соответствуют требованиям, то родители школьника не будут стремиться обучать его в такой школе.
Есть множество проблем, оставшихся вне поля зрения казахстанских педагогов, не обсужденных ими, а если и обсужденных, то не раскрытых в полном объеме, не введенных в практику образования. Наиболее значительные из них следующие:
— выбор парадигмы образования, ее научное обоснование, влияние на развитие общества;
— проблема ведения самостоятельной образовательной политики государства. Неосвобожденность Казахстана от орбиты российского знаниецентристского образования, приводящего к полной формализации процесса образования;
— компетентностностный подход к обучению и проблема функциональной грамотности выпускника;
— институциональный аспект организации образовательного процесса и др.
В области образования осуществлены некоторые структурные реформы. Введено Единое национальное тестирование (ЕНТ) при проверке знаний по окончании школы. Разработан государственный общеобязательный стандарт 12-летнего общего среднего образования, и страна приступила к осуществлению этого тренда. В высшей школе в процесс обучения внедрена кредитная технология, осуществлен переход к двухступенчатому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) и ведение диссертационных исследований по системе PhD,.. .
Однако структурные изменения в организации образовательного процесса не были доведены до логического завершения. По этой причине, какими продвинутыми они ни были бы, они не могут способствовать достижению ощутимых положительных результатов. Это, естественно, отрицательно влияет на интеллектуальный уровень выпускников. Чтобы глубже понять сегодняшнее духовное состояние общества, необходимо на каждой проблеме остановиться детально и основательно.