6.8 Нужна объективная, демиурговая оценка

Для скрупулезного исследователя не составляет особой трудности получить информацию о качестве знаний, которые дает школа. Для этого необязательно идти в школу и проводить фронтальную проверку. Способов много, в том числе косвенные, которые дают полное представление о том, что собой представляет школа.

Самой объективной была бы проверка не процесса обучения и людей, а его результата. Другими словами, найти ответ на вопрос: в чем компетентны выпускники после школы?

Качество школьного и вузовского образования проверяется. Можно сказать, не редко. Обычно путем проведения контрольной работы с учашимися и студентами. Также проверяются учебные планы учителей и преподавателей, ведение документации, иногда посещаются их уроки. Время от времени ведется работа по проверке базовой специальности. Однако традиционные методы проверки нигде и никогда не давали объективной оценки работы проверяемых.

Мало того, республиканская организация образования не может правильно организовать проверку работы учебных заведений, дать объективную оценку и выявить среди них дающих некачественное образование. В обществе, пораженном всеобщей коррупцией, никто и никогда не сможет дать справедливой оценки какой-либо проверямой организации. Это понять несложно. Справедливость и коррупция – вещи совершенно несовместимые, а последней заполнено все пространство образования.

Несколько лет тому назад был введен в практику промежуточный государственный контроль (ПГК). И это новшество очень скоро превратилось в механизм сведения счетов между главными действующими лицами этого процесса. Все решалось при соглашении между экзаменаторами и организаторами сдачи учениками экзаменов. Для ответственных лиц из министерства образования, руководивших циклом экзаменов, и работников правоохранительных органов, охранявших порядок в здании, где проходили экзамены – это просто превратилось в прибыльное дело.

Тотальная коррупция уничтожила мониторингоспособность кадров. Нетрудно создать комиссию по проверке. Но найти принципиальных людей, которые могут дать объективную оценку деятельности проверяемого учреждения, трудно. Даже если найдутся таковые, то проверяемая сторона имеет возможность изолировать их и заставить написать положительную справку, привлекая грозные силы сверху. Все поражено коррупцией, которая сметает все на своем пути, что мешает ей, в том числе любого принципиального аудитора и правдоискателя. Способность к мониторингу кадров, работающих в системе образования, исчезла повсеместно и навсегда.

Министерству образования и науки Республики Казахстан нужна точная, глубокая демиурговая оценка проблем образования в стране. Нужно найти людей, заинтересованных в объективной оценке работы школ, которые могли бы с помощью внешних, нетрадиционных методов, получить объективную картину качества школьного обучения. По этой методике проверяются не учитель, его планы или документация учреждения образования, а конечный результат – то есть компетенция выпускника. Однако, надо отметить, что при тотальной коррумпированности общества, невозможно осуществить этот тренд.

* * *

Всякое неблагополучие, наблюдающееся в стране, коренится в школе. Все поражения, в том числе и поражение армии и дипломатии, начинаются со школы. И судьба языка, культуры, и соответственно судьба самого общества определяются качеством школьного образования. Неумение нации строить современное открытое, гражданское, подлинно демократическое общество – историческая некомпетентность нации – это конечный итог школьного воспитания и обучения, так как сегодняшний гражданин Казахстана это есть вчерашний выпускник школы этой страны. Для осведомленных исследователей это давно уже не секрет. У. Черчилль говорил: «Победа на фронте это победа школьного учителя». Да, судьба страны в руках учителя.

Проблема образования – это, в конечном итоге, проблема национальной безопасности.