6.6 Сила не в религии, а в образовании

Вера не начало, а конец всякой мудрости.

И.В. Гёте

В постсоветский период казахстанское общество круто повернуло в сторону религии. Принцип светскости начал тускнеть.

Увеличение религиозных организаций и количества верующих это не показатель духовности. Причин проявления религиозного сепаратизма и терроризма несколько. Главная из них – это неудовлетворительное состояние преподавания основ наук в общеобразовательной школе.

Люди молятся богу сильнее тогда, когда они попадают в беду. А в беду попадают из-за малограмотности, узости мировоззрения и скудости культуры. Люди не могут устроиться в жизни, из трудного положения не могут найти выход, не находят работу, ничего у них не ладится, угнетает нужда. И когда ему встречается миссионер, то бедолага рад чрезмерно и следует за избавителем. А если член сепаратистской организации предложит ему мзду, пусть незначительную, допустим, за распространение религиозной литературы, или за привлечение в секту новых членов, тогда молодой человек становится активным членом секты и тянет за собой свою семью, знакомых.

В этом случае все, что он слышал в школе о национальном государстве, демократии, патриотизме, о светлом счастливом будущем, все превращается в пустые словеса и вылетает из его головы. Те трюизмы, типа «право», «культура», «нравственность», «справедливость» и тому подобные «чепухи», которыми в школе учитель пичкал его мозг, теперь вызывают в нем тошноту, в контексте его крайне неблагополучного социального положения.

Окончив школу, он может написать свое имя, фамилию, умеет деньги считать. Еще, жизненная практика ему дает возможность пользоваться сотовым телефоном, водить автомобиль. Позднее он научится стрелять из автомата Калашникова, пускать в действие взрывной детонатор – уже в религиозных организациях. На этом останавливается процесс познания, он входит в статическое состояние в духовной сфере. Теперь он ничем не интересуется, он неспособен к борьбе за личное счастье, не имеет компетентности созидать жизнь, у него прерывается процесс становления личности, прекращается рефлексия в сознании.

Формальное изучение основ наук, практическое отсутствие политического образования, низкий уровень нравственного сознания и социальная некомпетентность сделали свое дело – он нищий, бездельник. Жизненные невзгоды, болезни вынуждают его искать утешения и спасения в религии. Как точно отметил А. Шопенгауэр «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» [58].Так полуграмотный человек превращается в инструмент в руках опытного экстремиста.

А там, по ортодоксии Ислама все для него уже решено: «Твоя голова – игрушка Аллаха»; «Аллах – один, Коран – истина»; «Исполняй эти заветы и обретешь место в раю, а твои близкие будут пребывать в благополучии». Таков процесс раннего одеревенения сознания потенциального террориста.

Насколько качественно в школах изучались бы основы наук, настолько меньше было бы религиозных организаций и количество посетителей в них. Интеллектуальность и религиозность демонстрируют отрицательную корреляцию. Качество образования в школе обратнопропорционально числу религиозных фанатиков и их организаций. Это правило превратилось в аксиому, находящую подтверждение в жизненной практике.

Сейчас в обществе муссируется идея о необходимости введения в средних и высших учебных заведениях курса религиоведения, чтобы поставить заслон негативной религиозности. Здесь апологеты этой идеи опять сталкиваются с желанием лечить общество от симптомов, а не от самой болезни. Им трудно понять, что лечение последствий болезни результатов не даст.

Чтение курса религиоведения во всех учебных заведениях не станет препятствием для религиозного экстремизма и терроризма. Думать, что после введения этого предмета молодежь станет человеколюбивей, добропорядочней, ошибочно, это поверхностное представление о сущности проблемы, непонимание причин явления. Нетерпимость к представителям других цивилизаций и экстремизм соблюдаются в странах, где господствует ортодоксальный ислам. В Казахстане усиление экстремизма прямо пропорционально увеличению числа строящихся мечетей. Видя это каждый день, слыша об этом постоянно, вводить предмет религиоведения, не зная, каким он будет, и изучать его силами малограмотных учителей – недопустимо.

Чтобы не допустить вовлечения молодежи в разные экстремистские организации, нужно больше вводить в процесс обучения курсы гражданского, правового и светского содержания. Надо увеличить объем и совершенствовать содержание предметов общественно-гуманитарного цикла, которые формируют основы научного мировоззрения – политологию, правоведение, социологию, культурологию и этику.

В истории цивилизации было немало случаев, когда обыденное сознание толкало сначала отдельных людей, а потом и все общество в пропасть ложных верований и, как следствие, оказывалось в стагнации или погибало. В таком случае и художественное искусство будет топтаться на месте. Сейчас уже нетрудно заметить, что во всех мусульманских странах ортодоксальный ислам блокировал рефлексию в общественном сознании, остановил промышленное, техническое, технологическое мышление у людей.

Из-за несовместимости во взглядах, дети выступают против родителей, брат убивает брата, растут преступления на религиозной почве, вооруженные радикальные исламисты угрожают целой стране, а то и региону. Все это происходит на очень близком расстоянии от нас, а кое-что и у нас в стране.

Исходя из этого, можно предположить, каково наше будущее. Если образование и культура в дальнейшем будут оскудевать, и увеличится количество мечетей и их посетителей, то недалеко время, когда Казахстан превратится в общество, которое вот как описал живший в XVII в. английский философ Т. Гоббс: «Если нет гражданского установления, то люди будут следовать природным злым инстинктам, ставшим нормой,.. Каждый станет врагом ближнему,.. Все будут воевать против всех» [116: 152-б.]. В этом обществе «не пашут,…не торгуют,…время не считают,.. Трудиться не любят, искусством, литературой никто не занят,.. люди живут в вечном страхе, что кто-то их убьет, и так влачат свое жалкое, тупое существование» [там же Т.1. с 152-153].

Самую большую опасность представляет неуклонное падение образовательного и интеллектуального уровня общества, еще страшнее становится то, что оно сопровождается наступлением религии по всему фронту. Казахстан в случае дальнейшего продолжения падения качества образования, полной формализации и профанации процесса обучения в средних и высших школах, может оказаться в ситуации постоянной гражданской войны, под доминированием бородачей, вынужденных влачить свое жалкое существование.