7.6 Дискуссии и этика журналиста

Этика – наука, актуальная для всех народов, для всех времен исторического развития цивилизаций. Об этике писали практически все великие философы Запада и Востока. Подавляющее большинство из них отмечали, что от соблюдения или несоблюдения этических норм, соответственно, зависит развитие общества – вперед к прогрессу или назад к регрессу. Один из представителей немецкой классической философии И. Кант этику представил как основную движущую силу общества.

Журналистская этика – это одна из основополагающих частей общей этической науки. И этой проблеме посвящены тысячи книг сотен авторов. В данных исследованиях мы останавливаемся только на одной из многочисленных проблем этой темы.

В нынешнем положении, складывающемся в нашей стране, особенно в духовной сфере, когда народ находится в летаргической спячке, проблемы языка не решаются, культура падает, молодежь одурманивается – все думающие интеллигенты ищут пути выхода из тупикового положения. Да, причин много. Это – социальное отставание народа, колониальное прошлое и тому подобное.

Но, ничего невозможного нет. Значит, можно вытащить народ из любой трудной ситуации, в том числе и народ Казахстана – тем более в условиях государственной независимости и благоприятного правопорядка, установившегося в современном мире – все возможно.

Обычно, всегда и везде, проблемы создаются самими людьми. Они не решаются из-за того, что в авторитарном обществе частенько складываются ситуации, как отмечено выше, когда «знающие не говорят, а говорящие не знают». Это – дело рук журналистов, которые знающим не дают высказаться, нанятых допускают к трибуне. Это и есть та проблема, которую мы поднимаем на данном отрезке настоящего исследования.

Самое главное, судьбоносное, одновременно и печальное, и крамольное в казахоязычной прессе это то, что журналист становится инструментом зомбирования массового сознания. Настоящая беда приходит к народу вместе с журналистом, ставшим рупором нечистых сил.

Нанятые пытаются массового читателя сделать глупым на системном уровне, путем искаженного толкования происходящих событий, изображая процессы и явления в розовом свете, как это хотят власть предержащие, хотя это не соответствует действительному положению дел. Журналист старается не видеть правды, не отличать ее от лжи, вырывает детали из контекста, передергивает факты, только для того, чтобы понравиться работодателю и сохранить нищенскую зарплату.

Чтобы изжить такое, нужно, прежде всего, выправить положение с этикой журналиста. Потому, что «только этическое движение может избавить общество от бескультурья» [103: 269]. Поэтому правильный журналист обязан с энтузиазмом искать факты, делать конструктивные политико-философские выводы из информации, исходящей со всех сторон, искать новые идеи, искать пути сообщения их народу. Этим он должен заниматься неустанно.

Журналист должен создать и определить свои правила, свою этическую нишу, так как сознание массы находится и формируется под воздействием СМИ. Интерпретация журналиста проникновеннее, чем слова любого чиновника самого высшего ранга. Рядовой журналист имеет больше возможности, чем чиновник, в деле доведения до сознания массы ценной информации. Ответственность журналиста перед обществом заключается в том, чтобы не нанести вред духовному развитию нации своей недостоверной информацией, несоответствием, подтасовкой фактов.

В ходе развития общества всегда возникают явления и процессы, сущность которых требует интерпретации с позиции достижений современной науки. Пресса, чтобы раскрыть смысл происходящих процессов, проводит цивилизованные дискуссии. Плюрализм мнений приводит к истине, потом, основываясь на этих истинах, вносятся коррективы в проектирование дальнейшего развития общества, принимаются меры по повышению политико-правового сознания масс, художественной культуры, поднятию социальной активности населения.

Журналист обязан знать, что происходит в его стране, и направлять массовое сознание туда, где ждет его страну процветание, наравне с другими, как полноправного члена мирового сообщества, где современный миропорядок обеспечивает ее суверенитет и полную самостоятельность.