7.3 Идейные направления вспять
Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами.
Шарль Форба де Мошпаламбер
Есть идеологические направления вспять, которые часто допускают казахоязычные издания. Одно из таких направлений проявляется в старании отдалить народ от политики. Чем ниже уровень политической грамотности, тем дальше общество окажется от свободы. Казахские газеты, вместо того, чтобы повышать социальную активность населения, путем привлечения его к политике, стараются не допустить политизации сознания людей.
1-й пример: Писатель И. Сапарбай оплакивает свою неспособность излечиться от болезни, которая насквозь поразила его «политизированное общество» («Тасжарган», 19.11.2008).
2-й пример: В поэтическом эссе С. Тургынбекова «Саясат сенен жерідім» [120], в авторской экспликации, политика – плохая вещь, грязное занятие. Нормальный человек должен подальше держаться от политики. Потому что политика «коварна, пакостна, продажна, колючки есть, цветов нет», «высосет твою кровь, угнетает, избивает тебя, зарежет, отравит твой мозг», «русские оковы, притеснение китайцев, пребывание в рабстве, терзание раненого народа» – все это зло приносит политика. «Поэтому я получаю в этом мире только горе, печаль, тоску», — сокрушается автор.
Из содержания опубликованных материалов видно, что авторы не касаются вопроса несправедливой политики власть имущих, они лишь призывают простых людей держаться вообще от политики подальше, какая бы она ни была, правильная или неправильная. К политике не приближайся; пусть каждый занимается своим делом, не вмешиваясь в чужие; сапожник должен чинить сапоги; не обсуждай и не следи за действием власти; пусть сидящие в Правительстве чиновники и их окружение владеют богатством, пусть они путем инсинуаций становятся собственниками, пусть отправляют миллиарды в оффшоры; они плохие, а ты будь «хорошим», осуждая, распустив слюни за их проделки, сиди себе в своей норе. Вот проповедь, которую могут сказать зиялы қауым народу относительно политики.
Казахоязычная пресса скромненько молчит, когда нужно сказать о том, что положительно решатся все проблемы, если народ будет активно заниматься политикой, что правильная политика даст возможность справедливо решить социальные вопросы. Журналисты не объясняют народу, что он должен выбрать компетентных и честных людей и им поручить роль управления государством. Народ не знает, что отворачиваться от политики не нужно, напротив, нужно как можно больше людей втягивать в политику, что, в конечном счете, изолированность массы от политики приведет к тому, что политика будет заниматься ими, их имуществами, судьбами.
Закономерно, что ангажированные издания выгораживают действия нерадивых чиновников. Их цель держать политическую грамотность людей на контролируемом уровне, не допустить массы к активным действиям. Чтобы вызвать добрые чувства к политике власть имущих, нанятая пресса искажает события, происходящие внутри страны и за рубежом, особенно извращает демократические процессы. Обычно действия прогрессивных сил подвергаются в прессе порицанию, если эти силы одержат победу, примут либеральное направление в политике, о них умалчивается. А если имеются негативные моменты в событиях, то они подбираются, и с целью опорочить в глазах масс, подаются в искаженном виде. Если появляются человеческие жертвы, поднимается шумиха, повторяются вопли «о нарушении стабильности», потом идут потоком такие небылицы, типа: «у них материальное положение ухудшается», «начинается голод», «скоро страна погибнет»,..
Показателем этого могут служить пояснения к событиям в Украине, Грузии, Молдове, Кыргызстане в недавном прошлом. Имели место провалы нечистоплотной политики в этих странах, конфронтация противоборствующих сил, разногласия в правительствах, многолюдные митинги, демонстрации, противостояние с полицией, повлекшие за собой человеческие жертвы. Подобные события происходили в условиях борьбы прогрессивных, но еще слабых объединений либерального толка, за установление демократических порядков, еще на уровне политической дискуссии. Казахстанская пресса представила их как опасный прецедент и воспользовалась случаем, чтобы утвердить в сознании народа свои интерпретации: «Смотрите, у них идет схватка между парламентом и правительством»; «Парламентарии дерутся друг с другом»; «Это грозит кровопролитием»; «Боже, сохрани нас от этого. Посмотрите, как у нас все тихо. Лучше всего – стабильность!».
Наши журналисты сделали все возможное, чтобы защитить массовое сознание от либеральных идей, пассионарной активности, чтобы в сознание народа не проник свет демократии, открытого общества, чтобы прогрессивные сдвиги не получили распространение. Они стояли на страже тьмы, бодрые и преданные, как собака Цербер, охраняющий врата ада.
* * *
Среди политико-философских установок, которые тянут журналисты, самым абсурдным является насаждение массам духа враждебности к западным цивилизациям во главе с США. Когда речь идет об идейном направлении прессы, этот вопрос нужно держать на особом контроле.
1-й пример:
Один из авторов «Қазақ әдебиеті» так пишет о США: «Страна, не знающая, что такое национальная ценность, где царствует бескультурье, хочет дать уроки демократии другим народам, учить построению гражданского общества, играет роль вождя и учителя»; «Они напали на Ирак, Афганистан, Вьетнам, Иран»; «Мнения и взгляды [народа] этой страны, с которыми мы вынуждены считаться, с моральной точки зрения не стоят выше ста тенге»; «одиозный»; «на словах поднимают сто пудов»; «Все ценности измеряют деньгами»; «Менталитет основан только на деньгах,.. на уме только выгода» [Ж. Шамуратова. Адастырмашы, «американдық» арманым // Қазақ әдебиеті, 9.10.2009].
2-й пример:
«Сейчас они [амерканцы – К.Ж.] сборище толпы, состоящее из пришельцев, каждый кто откуда, из сорока родов, не знающее подчинения порядку» [Сығай Ә. Қазақстанда өмір сүріп жатқан этностардың бәрі қазаққа қарыздар // Айқын, 13.01.2010].
3-й пример:
Из рассказа казахского писателя – участника дискуссии в Конгрессе США: «Кровь у меня вскипела. Мы схлестнулись. «Америка – государство, которое стоит на костях индейцев. Вы кичитесь, что являетесь демократами, тогда почему индейцы до сих пор заперты в резервациях?! Вас грызет червь – богатство. Других человеческих ценностей у вас не осталось. Вы хотите завладеть всем миром хитрой политикой, опираясь на оружие, — так я напал на них – век бы мне не видеть вашей Америки. Я ушел, прокляв их до 77 колена…» [Отарбаев Р. Бізде идеология болса, пирамида салар ма едік… Общественная позиция, 18.05.2011].
Знание и понимание сущности антиамериканизма и антицивилизационных выходок, имеют архиважнейшее значение для казахов, можно сказать – судьбоносное. Эта тема достойна широкого обсуждения в кругу ученых – историков и философов, нужно внимательно и серьезно рассмотреть ее с участием компетентных исследователей и предоставить истинную картину народу. Причины противостояния народов и цивилизаций лежат глубоко в недрах истории. Чтобы понять их смысл, нужно опуститься в эти пласты.
Действительно, в течение последних полтысячи лет, западные страны вели колониальные войны в Азии, Африке, Америке. Во время захватнических войн они показали примеры жестокости и насилия, от которых душа содрогается. Они уничтожали целые народы и государства в Африке и Америке, грабили и опустошали.
Однако следует ли делать выводы из этих фактов, что Запад – плохой, а Восток – хороший? Ведь было время, когда восточные завоеватели тоже показали немало примеров ужасающей жестокости и насилия. Вообще, по отношению к завоеванным народам, имеет ли смысл выяснять параметры жестокости восточных или западных обществ, одних обвинять, других оправдывать? Стараться доказать, что западный человек был более жесток, чем восточный или наоборот, дело контрпродуктивное. В истории нет народов, отличившихся только жестокостью или только благородством. Западный или восточный человек, христианин или мусульманин, примерно одинаковы в человеческом озверении. Разве жалели восточные джихангеры западных людей, когда были могущественными? Если бы Востоку раньше, чем западным обществам, удалось перейти в индустриальную стадию развития, заботился бы он о расцвете Запада? Что будет с западными обществами, если в наше время исламские экстремисты и террористы возьмут верх в современном противостоянии?
Нужно смотреть с позиции исторической науки на события прошлых веков, когда сильные народы покоряли слабых. Так как сама история состоит из войн, когда одни народы покоряли других. Нужно помнить, если смотреть со шкалы синхронизации исторического времени, эти связи явлений, происходивших на разных ступенях исторической лестницы, перед нами предстают совершенно по-иному.
В казахоязычной прессе часто публикуются материалы, вызывающие ненависть к западным цивилизациям. Притом, диатрибные ворчания исходят обычно не от рядовых людей, с низкой политической грамотностью, а от маститых деятелей, с громкими именами. Эти образные и нередко «острые» высказывания с нераскрытым смыслом повторяются автоматически и превращаются в орудие, направляющая молодое поколение по неверному пути. Обычно, это делается для того, чтобы отвлечь внимание населения от уйм несуразностей и беспределов, которые происходят внутри страны, и направить взоры массы на «далекого, виртуального врага».
Историческая справка:
История человечества – это постоянные войны. В течение последних 5000 лет на земном шаре было только 25 мирных лет (по исследованиям В. Пекелиса). И если мы посмотрели бы в историю более внимательно, то увидели, что не было ни одного государства, которое «не стояло бы на чьих-то костях». Не будем ходить далеко за примером. Возьмем Турцию, близкую казахам по языку и этнически. Она завоевала силой крупнейшую в регионе того периода, цветущую Византийскую империю и построила свое государство «на костях» ее народа.
Казахские журналисты применяют, как школьные учителя, самые нелестные слова по отношению к западным странам, характеризуя их не иначе как «агрессора», «злодея», «фактор духовного упадка», постоянно убеждают читателя во враждебных намерениях Запада. Ясно, что несколько поколений казахов выросли в духовной атмосфере с такой идеологической приправой. Идеология продолжала и продолжает строиться по российскому образцу.
В советское время казахи, как и другие народы союзных республик, не знали подлинной истории своей страны, не понимали смысла событий, происходящих в геополитическом пространстве. Наш зиялы қауым не понял, как страна обрела независимость и до сих пор не понимает («көктен түскен тәуелсіздік»,..). С детских лет, в школе, вузе, зараженные вирусом ненависти к Западу, они и сегодня остаются такими. У народов постсоветских республик прежние мысли и привычки, они по-прежнему глумятся над цивилизованными народами, высмеивают, выплескивают всякий вздор, приходящий им на ум.
* * *
Следующий пример абсурда политического содержания. Казахская пресса пишет о проделках китайцев, работающих в стране, а характеристики, даваемые этим инородцам, вызывают негативные эмоции у населения, вызывают тревогу. На этих материалах они рисуют Казахстан как исполнителя воли соседа, как слабое государство, не умеющее вести самостоятельную внешнюю политику, как будущую потенциальную колонию Восточного колосса.
Пример:
«Занимая казахам в долг деньги, китайцы нацеливаются на наше черное золото, а сами открыто осуществляют свои колонизаторские замыслы» [Қара қытай қаптады // Казахстан. 30.04.2009].
Да, вполне возможно, что китайцы нацеливаются на казахстанские природные богатства, а у самих как одно из направлений государственной политики, на уме скрытые замыслы. У сильного государства, тем более, если там правит недемократический режим, всегда пристальный взгляд на слабого соседа. Это закономерно.
Однако, здесь речь о том, как журналисты преподносят читателям конкретную ситуацию. В реальности, явление выглядит следующим образом: Китай занимает в долг деньги, нацеливается на наши недра, вольготно ведет себя на нашей территории. Отсюда резонный вопрос: а кто же берет деньги у них без надобности, куда их тратит и позволяет китайцам хозяйничать в чужой стране?
А кто дает искаженную интерпретацию, направляя внимание масс на виртуального врага, сваливая всю вину на китайцев, для того чтобы спасти от удара конкретного виновного? Это – наши журналисты.
Если китайцы ведут себя слишком свободно в Казахстане, пренебрежительно относятся к местному населению – это Казахстан предоставляет им такую возможность. Действия китайцев в стране – это следствие внешней политики Казахстана. Значит, журналистам не надо представлять в неугодном свете китайцев, а стрелку критики перенести в сторону своего правительства и своего народа, который заслуживает этого правительства.
Не только журналисты, но и многие из представителей зиялы қауым, склонны изображать казахов как кролика, оцепеневшего перед драконом. Так их учат покорности, ксенофобии, внушают чувство подавленности и страха перед неминуемыми грозными бедами, которые их ждут в будущем. Внушая читателю: «Смирись!», «Тебе некуда деться!» – журналисты сами не понимают, какую разлагающую душу работу они выполняют.
Например:
Писатель Ш. Муртаза в одном из интервью по поводу будущности казахской литературы, на вопрос – «Кто останется в казахской литературе через 100 лет?» ответил следующим образом: «Останется ли сама казахская литература через 100 лет? Останутся ли читатели, знающие казахский язык? Вот о чем надо подумать!» На следующий вопрос – «Какое пожелание вы оставили бы будущим поколениям?» писатель изрек: «К тому времени, пожалуй, казахи, если не все, то их подавляющее большинство, будет китаизированы» («Кентавр», №14, 6 июня 2008 г.).
О силе авторитета на массовое сознание всем известно. Ш. Муртаза среди казахов имеет авторитет, является узнаваемым человеком. От подобных высказываний простые люди озадачиваются: «Неужели, в будущем мы все станем рабами китайцев». Если раньше они еще сомневались в своем нерадостном будущем, то после «внятного объяснения» известного деятеля окончательно убеждаются в наступлении таких ужасных времен. Вся непредусмотрительность такой ситуации в том, что казахи безропотно принимают такой прогноз. Слова видного писателя на массового читателя действуют как наркотик. Возражающие и протестующие окажутся в меньшинстве. Напротив, сначала некоторые, потом большинство начинают задумываться над вопросом: не пора ли приняться за изучение китайского языка? Конформизм разворачивается в полную силу, уже дети старательно приступают к освоению китайской грамоты.