2. Развитие казахского языка в интеграции с внешним миром

В рамках философии языка исследуется широкий круг вопросов, общефилософские основы языка и речи. Язык рассматривается как основа духовного мира нации.

Язык – явление общественное, и все проблемы языка должны быть исследованы и решены в тесном сплетении с проблемами общества. Конститутивно-онтологические проблемы языка и его связи с внешним миром должны рассматриваться в полном единстве с процессами, происходящими в обществе.

Фундаментальное значение имеет решение вопросов, связанных с закономерностями развития языка при переходе общества от аграрной ступени к индустриальной. Задачи языка, претендующего функционировать как государственный язык индустриального общества, проблемы языка при казахско-русском билингвизме и духовной двойственности нации – изучаются в рамках теории цивилизационного разлома и стадиальной концепции развития обществ.

Основными направлениями исследований в русле философии языка являются:

Экстралингвистика – это связь языка с внешним миром. В рамках данного направления изучаются демографические, этно-культурологические, социально-психологические, общественно-исторические факторы, влияющие на отношения языка с внешним миром, на его развитие и функционирование; социальная подоплека обветшания языка.

В русле функциональной лингвистики изучается репрезентативность казахского языка, возможность внедрения его в разные отрасли хозяйства.

Опираясь на положения психологической лингвистики, определяют состав и качество ментального лексикона интеллигенции, на основе которого раскрывается тематика, содержание и качество контента казахского языка;

Ареальная классификация языка определяет территорию существования языка и влияние хозяйственного уклада на его развитие.

Когнитивная лингвистика – это сфера, где язык связан с познанием и перманентным мышлением.

Ключевым вопросом философии языка является востребованность языка, как духовной ценности. Это – контент языка и проблемы повышения его качества; востребованность языка как духовной ценности и изменение мотивации населения к его изучению; востребованность языка реализуется с помощью качественного контента.

Понятие контента вмещает в себя всю информацию на казахском языке, поступающую из трех следующих основных каналов:

— художественного творчества;

— школьной образовательной литературы;

— средств массовой информации.

Высокохудожественная и содержательная культура, актуальные и мировоззренческие материалы СМИ, научная и познавательная учебная литература, вместе взятые, составляют контент казахского языка. Изменение мотивации населения к изучению языка в положительную сторону осуществляется путем выведения на новый уровень духовно-информационной связи между языком и потребителем. Если этой связи не будет, и качество контента не будет соответствовать духовному запросу современного человека, то интереса к казахоязычной информации со стороны населения тоже не будет никогда.