2.1. Пути развития художественного искусства
Нынешнее декадансное состояние современной казахоязычной культуры требует от представителей художественного искусства крутого поворота и ренессансных действий в своей благородной деятельности.
Для спасения художественной культуры деятелям от культуры необходимо своими произведениями способствовать духовному росту людей, поднимать их эстетическое сознание, художественный вкус и политическую культуру, ориентированные на мир духовного возрождения, приобщения к социальному прогрессу.
Художественное произведение должно быть посвящено актуальным проблемам общества, затрагивать судьбы нации, тем самым направлять сознание людей на активное участие в строительстве индустриального, гражданского, правового и светского общества.
Миссией культурной интеллигенции является увлечение масс за собой, с целью слияния их с цивилизацией. Зиялы қауым обязаны рассмотреть направления развития художественной культуры с позиции духовных запросов современного казахстанского общества; совершенствовать методы художественного освоения реалий современного общества, особенно событий и явлений, связанных с демократизацией духовной жизни.
Казахской интеллигенции нужно отказаться от создания субкультуры для аульного жителя, а заниматься развитием подлинной художественной культуры для всего населения страны. Работу нужно начинать с пересмотра тематической политики художественного искусства.
Казахский зиялы қауым должен отказаться:
— от привычного воспевания аульной жизни, идеализации быта и нравов сельского жителя, идеи вернуть казахов в аул, как нецелесообразной, противоречащей интересам нации, вызывающей продром идиосинкразии у более современной части населения; от ложной теории об «аульной культуре», как вообще, несуществующем понятии;
— от контркультуры против культур западных цивилизаций, с позиций советской идеологии;
— от противостояния городской культуре, с позиций аульного патриотизма, а также восхваления аналогии прошлого;
— от воспевания родственников, особенно, в песенном жанре, как идеи для художественного произведения, не заслуживающей внимания.
Сочинение песен о родственниках – это казахская семейная субкультура, которая не вписывается ни в какие рамки современного искусства, свидетельствует о непонимании автором назначения и миссии художественного искусства. Отношение индивида к ближайшему родственнику не может быть объектом произведения серьезного искусства. Это – плод локализации сознания человека в рамках домашнего очага, узость мировоззрения автора, не владеющего широким интеллектом и культурой. Каждый уважающий себя поэт или композитор должен отказаться от сочинения на эту тему стихов и песен, серьезный певец – исполнять ее.
* * *
Казахскому зиялы қауым нужно внедрить следующие тренды в области художественной культуры:
а) породить интерес у людей к казахскому искусству через освоение жизни индустриального общества, где его персонажи – жители современного города, которые трудятся в сфере управления, финансов, бизнесе, на промышленных предприятиях, в международных организациях, когда они вмешиваются в политико-правовые и социальные процессы, происходящие в стране, своими руками строят гражданское общество и духовно развиваются;
б) переключить фокуса внимания на явления и процессы, происходящие в современном мире, приобщать народ к демократическим ценностям передовых обществ Запада;
в) для казахских театров нужны пьесы с новым содержанием, отражающим сегодняшнюю социально-политическую жизнь общества, характер и менталитет современного человека, его оптимизм, мечты и переживания за будущее, которые вселили бы надежду, уверенность в завтрашнем дне, призывали бы к активной социальной деятельности. Театр, который стремится стать подлинной школой народа, достигнет своей цели ведением правильной репертуарной политики, где современные актуальные драмы должны занимать ⅔ его репертуара, остальная ⅓ составлять классические драмы на злобу дня сегодняшнего;
г) уделить особое внимание развитию классической музыки – симфонии, опере и балету, с привлечением талантливых авторов; выбирать темы, где воспеваются типичные жизненные ситуации, которые могут случиться с каждым человеком, в любой день, чувства и мечты современников, чтобы эти произведения были понятны и воспринимаемы всеми, не только казахстанцами;
д) развитие традиционных видов художественного искусства должно осуществляться людьми высокой культуры, интеллекта, способными передать на языке поэзии свои мысли и идеи, подготовленными в вузах по специальной программе.
Современный казахский писатель обязан выйти за рамки вилланолектной смеси, овладеть языком, способным репрезентативно представить жизнь индустриального общества, писать свои творения с позиции духовных интересов казахстанского общества, чтобы современный человек мог понимать и принимать идеи его произведения. Нужно проводить постоянный дискурс, с привлечением философов, социологов, социальных психологов и других представителей общественно-гуманитарных наук, с целью объективного оценивания констелляции вокруг художественной культуры и определения ее перспективы.
На основе демократичности художественной культуры утвердятся демократические ценности в обществе.